Николай Миловидов
история человека, изменившего город
Если пройтись по улице Советской от Кремля в сторону Больших Исад, то в самом ее конце, за памятником казахскому композитору мы увидим двухэтажный красный дом. Именно сюда в 1907 году из Санкт-Петербурга прибыл Николай Миловидов со своей супругой Марией Соколовой.
Николай Миловидов
Мария Соколова
Он молодой перспективный архитектор. Она выпускница Мариинской женской гимназии. В Астраханской губернии они оказались совсем не случайно. В основном из-за климата в Санкт-Петербурге, который скверно сказывался на здоровье Марии.
Тогда Николай еще не знал, как останется здесь навсегда, также навсегда изменив облик южного города и как страшно оборвется его жизнь.
Начало пути
Биографические сведения говорят о том, что Николай Николаевич Миловидов родился в 1877 году в городе Семипалатинске (сейчас это город Семей в Восточно-Казахстанской области) в семье военного врача.
В 1897 году он окончил 6 классов Киевского реального училища, затем 2 дополнительных класса в Новозыбковском реальном училище. После поступает в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и в 1904 году получает диплом и звание гражданского инженера с правом производить работы по гражданско-строительной и дорожной частям. Среди его преподавателей были лучшие мастера своего времени: И.С. Китнер, Н.В. Султанов, братья Василий и Владимир Косяковы и другие.
Обучение в Институте гражданских инженеров имело большое значение в жизни Николая Миловидова. Это учебное заведение готовило первоклассных специалистов с широким диапазоном профессиональной деятельности архитектурно-строительного, инженерно-технического и организационно-управленческого профиля.
Институт гражданских инженеров, Санкт-Петербург
Начало ХХ века - это бум строительства доходных домов и рассвет модерна - модного стиля на рубеже веков. Работая на стройках в Санкт-Петербурге, Миловидов наблюдал за популярными стилистическими решениями в архитектуре, чтобы в будущем использовать их в своих произведениях.
Слева доходный дом Мизинова в Астрахани. Архитектор Николай Миловидов, 1917 год.
Справа доходный дом Мельцера в Санкт-Петербурге. Архитектор Федор Лидваль, 1905 год.
Астрахань
Работа в столице не прошла для Миловидова даром, и в декабре 1906 года он был утверждён в должности младшего инженера при Астраханском губернском правлении.
Именно здесь Николай применяет все свои знания и умения и полностью раскрывается, как талантливый творец с уникальным новаторским подходом. Он привносит в Астраханскую застройку элементы "северного модерна" и новый классицизм. Николай Миловидов создает не просто жилые здания, а городские символы.
Крайний слева Николай Миловидов. Архив Е.А. Хомутова
За 31 год проживания в Астрахани Николай Миловидов занимал разные должности от младшего инженера в Губернском Правлении до городского архитектора. В 1930-х годах опытный инженер-архитектор заведовал мастерской при Астраханском Городском Совете и преподавал в строительной школе. В 1930 году он был принят на работу в Астраханский РыбВТУЗ на должность начальника проектного бюро и строительства учебных корпусов.
Николай принимал активное участие в жизни художественной интеллигенции города, занимался организацией выставок и творческих вечеров. Был знаком с такими именитыми художники, как Мартынов, Протасов, Власов, Сергеев и многими другими. Он находился в самом плодотворном периоде своей работы, потенциал казался бесконечным, а перспективы безоблачными.
Новый дом
Азовско-Донской Коммерческий банк
улица Никольская, 3
1910

В 1910 году Николаю Николаевичу улыбается удача - он имеет возможность доработать эскизный вариант Ф.И. Лидваля - здания Азовско-Донского банка и вести надзор за его строительством. Здание сохранилось, и сейчас здесь находится контора Центрального Банка России.
Цветочный магазин Г. Е. Нюнина
улица Свердлова, 52
1909

Небольшой милый домик в стиле флористического модерна был первым полностью самостоятельно реализованным проектом Миловидова. В 1909 году Г.Е. Нюнин решает построить новое здание цветочного магазина—оранжерею на углу улиц Большой Демидовской и Смоленской. Сюда астраханский промышленник привез пальмы, фикусы и другие экзотические растения из разных стран, которые потом передал в зимний сад кинотеатра “Модерн” (сейчас здание кинотеатра “Октябрь”, пальмы сохранились до наших дней).
На фасаде находятся лепные фризы с листьями каштана, которые появляются и на металлическом декоре ограды палисадника, изящные пальмовые ветви подчеркивают главный фасад с двух сторон, даже капители оконных пилястр сплетены из растительных узоров, что сразу дает понять о функции здания. Над главным входом была рельефная надпись “Садоводство Г.Е. Нюнина”, утраченная в советские годы.
К сожалению, после революции здание муниципализировали и больше никогда не использовали по назначению. Сооружение довольно хорошо сохранилось, несмотря на значительные перестройки с дворовой стороны.
В настоящее время здание не используется.
Водонапорная башня на Форпосте
ул. Оленегорская, 16-18
1910-1911 годы

Башня является главной доминантой правобережной части Астрахани в составе промышленного сооружения, которое было построено по заказу казаков Атаманской старицы для обеспечения жителей чистой водой и электричеством. Водопроводная и электрическая станция с башней значительно отличаются среди других построек Астрахани. Здесь Николай Миловидов проявил свой архитектурный и инженерный талант.
По стилистическим особенностям здание относится к модерну с элементами неоготики (фриз с квадрифолями) и национального романтизма Финляндии (оформление деревянной части водонапорной башни). В декоративном оформлении присутствуют оригинальные морды горгулий, возможно, единственные в своем роде в Астрахани.
В настоящее время является частью водонапорного комплекса "Астрводоканал".
Дом Мизинова
ул. Кирова, 5
1917

Доходный дом астраханского купца Михаила Матвеевича Мизинова был построен в 1917 году по проекту Николая Миловидова на месте двухэтажного здания с мезонином. Новый дом впечатлял своим лепным декором и угловой башенкой с шлемовидным завершением. Архитектор вновь возвращается к эффектным формам петербургского мастера Фёдора Лидваля и использует свои решения, примененные на фасадах здания Азовско-Донского банка. Первый этаж сдавался в аренду под магазины, на верхних этажах были квартиры для сдачи внаем.
Советский период
Практически неизвестный период творческой и профессиональной деятельности Миловидова представляют 1920-30-е годы. Многие архивные документы были утеряны, что-то приходится собирать по крупицам. Однако самой известной его работой в этот период является дом ГКО, или как его еще называют, "Дом с бутылками"
Дом ГКО
ул. Эспланадная 36/Щелгунова 9/Молодой Гвардии 15, лит.А
1928 - 1930 годы

Жилой дом (или здание первых советских пятилеток) был построен по поручению Астраханского Городского Коммунального Отдела по проекту Николая Николаевича Миловидова (при участии архитектора А.В. Николаева). Дом занимает целый квартал и имеет 4 адреса. На момент строительства это был самый крупный жилой многоквартирный дом в Астрахани.
Планировка квартир включала 2-3 жилые комнаты с передней, кухней уборной и кладовой. Здание было оборудовано центральным водяным отоплением и имело собственную биологическую станцию для очистки сточных вод, ввиду отсутствия в городе центральной канализации.
Главный фронтон с надписью "ГКО 1928-1930" декорирован битым бутылочным стеклом. Первый этаж отделан "бетонными камнями" (характерный прием для творчества Н.Н. Миловидова).
Стилевые особенности этого дома хорошо описал кандидат архитектуры Олег Адамов:
Рисунок дверей и перил, кованых ворот и оград – строгий компромисс "стилей". В декоре видны черты упрощённого Aр нуво, конструктивизма и "пролетарской классики"...
Олег Игоревич Адамов
После завершения строительства в 1930 году в этот дом въехала элита советского общества: руководители администрации, сотрудники КГБ и профессорский состав медицинского института. Кому-то выделили целую квартиру, а кому-то только комнату.
Точно можно сказать, что это не был дом-коммуна в классическом понимании. Архитектор петербургской классической школы создал высококлассное жилое здание для комфортного проживания, которое больше напоминает дореволюционный доходный дом, чем место ночлега с общим бытовым обслуживанием.
Астраханский искусствовед Раиса Алексеевна Захарова часто называет Николая Николаевича "архитектором рабочих городков", и действительно, в должности заведующего Архитектурно-планировочной мастерской при Астраханском Горсовете он решал вопросы застройки новых районов при крупных промышленных предприятиях.
В настоящий момент точно известно, что сотрудники мастерской создавали проекты застройки кварталов рабочих поселков при судоремонтном комбинате имени III-го Интернационала и судоремонтном заводе им. Ленина. Сам Николай Николаевич принимал участие в создании ансамбля зданий в рабочем поселке при судоверфи им. Кирова.
Арест и расстрел
В 1937 году по стране катится "красный террор". Под каток репрессий попадают учебные заведения по всему союзу, в том числе Астраханский РыбВТУЗ.
Директора институтов проявили недопустимое благодушие, ротозейство и "идиотскую беспечность"... ...в результате такого отношения к делу ответственейшие кафедры возглавлялись врагами народа и вредителями (Киевской пищевой институт, Куйбышевский строительный институт, Краснодарский маслобойно-жировой институт, Астраханский рыбный институт), а директора не сумели вовремя разоблачить их.
ГААО. Ф. 2181. Оп.1. Д. 245. Л. 23-27.
Дела заводятся на преподавательский состав по 58 статье УК РСФСР - контрреволюционная деятельность. Обвинение строилось на собственных признаниях обвиняемых, по существу, — самооговоре и показаниях других подследственных.
В центре Николай Миловидов. Архив С.Степанова. 1936 год.

В начале 38 года эта участь постигла Николая Николаевича — его арестовывают. На допросе в Астраханском отделе НКВД он дает признательные показания против себя. После чего его этапируют в Волгоград, где на суде он произносит:
Виновным себя не признаю и показания, данные на предварительном следствии, не подтверждаю, так как дал их вынужденно, мне не давали спать и били.
27 июля 1938 года Николай Николаевич Миловидов был расстрелян.
В 1957 году посмертно реабилитирован.
Память
До сих пор в городе нет упоминания о столь выдающейся личности. Нет улицы названной в честь архитектора, нет табличек на построенных им домах, мы даже не знаем где его могила.
Проект dvorast посвящает выпуск новых значков творчеству Николая Миловидова. Два городских символа - дом ГКО и цветочный магазин Нюнина. Это малая часть того, что мы можем сделать, помнить свое прошлое и сохранять его в настоящем.
Текст подготовлен на основе статьей и дополнений Сергея Берёзкина. По вопросам творчества Николая Миловидова можете смело написать Сергею в vk/fb.
Фотографии сделаны Валерием Масловым.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website